background image

Ценности наставничества 

1.1. Манифест наставника 

1.  Наставник  помогает  наставляемому  осознать  свои  сильные  и  слабые  стороны  и 
определить векторы развития. 
2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого. 
3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и 
открытого диалога. 
4.  Наставник  ориентируется  на  близкие,  достижимые  для  наставляемого  цели,  но 
обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее. 
5.  Наставник  предлагает  помощь  в  достижении  целей  и  желаний  наставляемого  и 
указывает на риски и противоречия. 
6.  Наставник  не  навязывает  наставляемому  собственное  мнение  и  позицию,  но 
стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения. 
7.  Наставник  помогает  наставляемому  развить  прикладные  навыки,  умения  и 
компетенции. 
8.  Наставник  по  возможности  оказывает  наставляемому  личностную  и 
психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его. 
9. Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том 
числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической 
программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым. 
10. Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки 
субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый*. 
11. Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан 
приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений. 
* Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору 
программы: 

если  наставляемый  сообщит  о  том,  что  стал  жертвой  насилия  (физического, 

сексуального, психологического); 

если  наставляемый  сообщит  о  том,  что  вовлечен  в  незаконную  деятельность 

(распространение наркотиков, финансовые махинации); 

если  наставляемый  сообщит  (или  его  поведение  будет  свидетельствовать)  о 

потенциальной  угрозе,  способной  нанести  вред  жизни  и  здоровью  (суицидальные 
мысли, пагубная зависимость). 

1.2. Кодекс наставника 

1. Не осуждаю, а предлагаю решение. 
2. Не критикую, а изучаю ситуацию. 
3. Не обвиняю, а поддерживаю. 
4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому. 
5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге. 
6.  Разделяю  ответственность  за  наставляемого  с  куратором,  родителями  и 
организацией. 
7. Не утверждаю, а советуюсь. 
8. Не отрываюсь от практики. 


background image

9.  Призывая  наставляемого  к  дисциплине  и  ответственному  отношению  к  себе, 
наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу. 
10.  Не  разглашаю  внутреннюю  информацию.  Наставничество  -  не  решение  всех 
проблем,  стоящих  перед  наставляемым  и  его/ее  семьей.  Суть  наставничества 
заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в 
которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет 
значение для общества. 

1.3. Руководящие принципы наставника 

Наставники слушают 

Поддерживают  зрительный  контакт  и  посвящают  наставляемым  все 
свое внимание 

Наставники 
рекомендуют 

Помогают  наставляемым  найти  направление  в  жизни,  но  не 
подталкивают их 

Наставники 
рассказывают 

Дают  представление  о  перспективах  наставляемого,  помогают 
определить цели и приоритеты 

Наставники обучают 

Рассказывают 

о 

жизни, 

собственной 

карьере, 

личном 

и 

профессиональном опыте 

Наставники 
представляют 

свой 

опыт 

Помогают  наставляемым  избежать  ошибок  и  извлечь  уроки  из 
жизненных ситуаций 

Наставники доступны 

Предоставляют  ресурс,  источник  опыта  и  знаний,  которому 
наставляемый доверяет и к которому может обратиться 

Наставники 
критикуют, 

но 

конструктивно 

При  необходимости  наставники  указывают  области,  которые 
нуждаются  в  улучшении,  всегда  сосредоточивая  внимание  на 
поведении наставляемого, но никогда - на характере 

Наставники 
поддерживают 

Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, 
наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться 

Наставники точны 

Дают  конкретные  советы,  анализируют,  рефлексируют,  что  было 
сделано  хорошо,  что  может  быть  исправлено  или  улучшено,  что 
достигнуто, какие преимущества есть у различных действий 

Наставники 
неравнодушны 

Наставник  интересуется  образовательными  успехами  наставляемого, 
успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии 

Наставники успешны 

Не только успешны сами по себе, но и способствуют  успехам других 
людей 

Наставники  вызывают 
восхищение 

Пользуются уважением в своих организациях и обществе 

1.4. Качества успешных наставников 

Желание  участвовать  в  программе  по  поддержке  другого  человека  в  течение 
длительного времени. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни 
других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития 
и наблюдать, как они становятся лучше. 
Уважение  к  личности,  ее  способностям  и  праву  делать  собственный  выбор  в  жизни. 
Наставники  не  должны  считать,  что  их  способы  решения  проблем  лучше  или  что 
участников  программы  нужно  спасать.  Наставники,  руководствующиеся  чувством 


background image

уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и 
привилегию быть для них советниками. 
Умение  слушать  и  принимать  различные  точки  зрения.  Большинство  людей  может 
найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Гораздо труднее 
найти  того,  кто  отодвинет  собственные  суждения  на  задний  план  и  действительно 
выслушает.  Наставники  часто  помогают,  просто  слушая,  задавая  продуманные 
вопросы  и  с  минимальным  вмешательством  давая  наставляемым  возможность 
исследовать  свои  собственные  мысли.  Когда  люди  чувствуют,  что  их  понимают  и 
принимают, они более склонны к тому, чтобы просить совета и реагировать на хорошие 
идеи. 
Умение  сопереживать  другому  человеку.  Эффективные  наставники  могут 
сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея такого же 
жизненного  опыта,  они  могут  сопереживать  чувствам  и  личным  проблемам 
наставляемых. 
Умение  видеть  решения  и  возможности,  а  также  препятствия.  Эффективные 
наставники  способны  балансировать  между  адекватным  восприятием  реальных 
серьезных  проблем,  с  которыми  сталкиваются  их  наставляемые,  и  оптимизмом  при 
поиске 

реалистичных 

решений. 

Они 

способны 

упорядочить 

кажущиеся 

беспорядочными проблемы и указать разумные варианты действий. 
Гибкость  и  открытость.  Эффективные  наставники  признают,  что  отношения  требуют 
времени для развития. Они готовы уделить время тому, чтобы узнать наставляемых, 
разобраться в важных для них вопросах (музыка, философия и т.д.) и даже измениться 
под влиянием отношений. 
Хороший наставник обладает также: 

гибкостью  мышления  -  быстро  оценивает  ситуацию  и  принимает  необходимые 

решения, легко переключается с одного способа действий на другой; 

критичностью  мышления  -  не  считает  верной  первую  пришедшую  в  голову  мысль, 

подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает 
необходимые решения, только взвесив все доводы; 

коммуникативными способностями - говорит о сложных вещах простым, понятным для 

наставляемого  языком,  открыт  и  искренен  при  общении,  умеет  слушать  и  слышать 
собеседника; 

толерантностью  -  терпим  к  мнениям,  взглядам  и  поведению,  отличным  от 

собственных и даже неприемлемым для наставника; 

эмпатией - эмоционально отзывчив на переживание других, способен к сочувствию; 

рефлексивностью - способен к осмыслению собственной деятельности; 

эмоциональной устойчивостью - способен сохранять функциональную активность в 

условиях воздействия стресса как в результате адаптации к нему, так и в результате 
высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.