Ценности наставничества
1.1. Манифест наставника
1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития.
2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
3. Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
4. Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее.
5. Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и
указывает на риски и противоречия.
6. Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но
стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения.
7. Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и
компетенции.
8. Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и
психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его.
9. Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том
числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической
программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
10. Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки
субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый*.
11. Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан
приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.
* Список исключений, информация о которых незамедлительно передается куратору
программы:
-
если наставляемый сообщит о том, что стал жертвой насилия (физического,
сексуального, психологического);
-
если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную деятельность
(распространение наркотиков, финансовые махинации);
-
если наставляемый сообщит (или его поведение будет свидетельствовать) о
потенциальной угрозе, способной нанести вред жизни и здоровью (суицидальные
мысли, пагубная зависимость).
1.2. Кодекс наставника
1. Не осуждаю, а предлагаю решение.
2. Не критикую, а изучаю ситуацию.
3. Не обвиняю, а поддерживаю.
4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и
организацией.
7. Не утверждаю, а советуюсь.
8. Не отрываюсь от практики.
9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе,
наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу.
10. Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение всех
проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества
заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в
которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет
значение для общества.
1.3. Руководящие принципы наставника
Наставники слушают
Поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все
свое внимание
Наставники
рекомендуют
Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не
подталкивают их
Наставники
рассказывают
Дают представление о перспективах наставляемого, помогают
определить цели и приоритеты
Наставники обучают
Рассказывают
о
жизни,
собственной
карьере,
личном
и
профессиональном опыте
Наставники
представляют
свой
опыт
Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из
жизненных ситуаций
Наставники доступны
Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому
наставляемый доверяет и к которому может обратиться
Наставники
критикуют,
но
конструктивно
При необходимости наставники указывают области, которые
нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на
поведении наставляемого, но никогда - на характере
Наставники
поддерживают
Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый,
наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться
Наставники точны
Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было
сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что
достигнуто, какие преимущества есть у различных действий
Наставники
неравнодушны
Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого,
успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии
Наставники успешны
Не только успешны сами по себе, но и способствуют успехам других
людей
Наставники вызывают
восхищение
Пользуются уважением в своих организациях и обществе
1.4. Качества успешных наставников
Желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение
длительного времени. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни
других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития
и наблюдать, как они становятся лучше.
Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни.
Наставники не должны считать, что их способы решения проблем лучше или что
участников программы нужно спасать. Наставники, руководствующиеся чувством
уважения и достоинства в отношениях, способны завоевать доверие наставляемых и
привилегию быть для них советниками.
Умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей может
найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение. Гораздо труднее
найти того, кто отодвинет собственные суждения на задний план и действительно
выслушает. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные
вопросы и с минимальным вмешательством давая наставляемым возможность
исследовать свои собственные мысли. Когда люди чувствуют, что их понимают и
принимают, они более склонны к тому, чтобы просить совета и реагировать на хорошие
идеи.
Умение сопереживать другому человеку. Эффективные наставники могут
сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея такого же
жизненного опыта, они могут сопереживать чувствам и личным проблемам
наставляемых.
Умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные
наставники способны балансировать между адекватным восприятием реальных
серьезных проблем, с которыми сталкиваются их наставляемые, и оптимизмом при
поиске
реалистичных
решений.
Они
способны
упорядочить
кажущиеся
беспорядочными проблемы и указать разумные варианты действий.
Гибкость и открытость. Эффективные наставники признают, что отношения требуют
времени для развития. Они готовы уделить время тому, чтобы узнать наставляемых,
разобраться в важных для них вопросах (музыка, философия и т.д.) и даже измениться
под влиянием отношений.
Хороший наставник обладает также:
-
гибкостью мышления - быстро оценивает ситуацию и принимает необходимые
решения, легко переключается с одного способа действий на другой;
-
критичностью мышления - не считает верной первую пришедшую в голову мысль,
подвергает критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимает
необходимые решения, только взвесив все доводы;
-
коммуникативными способностями - говорит о сложных вещах простым, понятным для
наставляемого языком, открыт и искренен при общении, умеет слушать и слышать
собеседника;
-
толерантностью - терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от
собственных и даже неприемлемым для наставника;
-
эмпатией - эмоционально отзывчив на переживание других, способен к сочувствию;
-
рефлексивностью - способен к осмыслению собственной деятельности;
-
эмоциональной устойчивостью - способен сохранять функциональную активность в
условиях воздействия стресса как в результате адаптации к нему, так и в результате
высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.